«Наши Друзья»

On Февраль 16, 2014 by admin

Я познакомился с  «Запорожцем»   в 70 – ые годы века двадцатого. Во двор моего детства приезжал маленький, жёлтый автомобильчик, отец называл его «Горбатый». Позже я узнал его настоящее имя, познакомился с ним поближе. Сегодня  «ЗАЗ» — настоящий народный автомобиль Украины, в  каждом крупном городе есть клубы, объединяющие владельцев «Запорожцев».  Статью о клубе «ЗАЗ КОЗАК» и легендарных автомобильных гонках  «Гран – при Львова» Вы сможете прочитать  на  нашем сайте.

clip_image007

«Авто-фан-клуб «ЗАЗ-КОЗАК» — громадська організація, європейського зразка: має свій статут, гімн (у виконанні «Пікардійської терції»), герб, прапор, веб-сайт в Інтернеті (www.zazkozak.com) та банківський рахунок. Клуб підтримує тісні зв’язки з аналогічними закордонними організаціями. Періодично клуб «ЗАЗ-КОЗАК» проводить різноманітні акції, серед яких слід виділити просвітницьку роботу з пропаганди вивчення школярами Правил вуличного руху та благочинні акції в сиротинцях та школах-інтернатах Львівщини.

phoca_thumb_l_zaz_5-mega-zustrich_in_lviv kraws 7629

 

Zaz_Kozak

Крім цього кожного року наш клуб робить кілька подорожей по Європі, основна мета яких знайомство з фанатами та клубами антикварних авто інших країн, налагодження тісної співпраці та відвідування різноманітних виставок . Можна сміло сказати що ми вже проїхали центрально-східну Європу: Польша, Німеччина, Австрія, Люксембург, Бельгія, Франція, Словаччини, Чехії, Ліхтенштейн. В планах на цей рік подорожі дорогами Польші, Німеччини, Швеції та Італії.

Стати членом клубу може кожен любитель запорожців, який шанує та доглядає своє авто. Ми є авто-фан-клубом виключно Запорожців моделі 965 («Горбатий»).  Так як клуб є громадскою організацією, то кожен член клубу має брати активну участь в житті клубу: відвідувати  засіданнях та акції клубу. Засідання клубу відбуваються що 2 тижні. Також, бажаною є участь у наших подорожах.

Нiжне ставлення до «горбатих» «Запорожцiв» їх власникiв пояснюється тим, що це справдi перший український автомобiль, перевiрений часом. Якщо вам доведеться побачити таку машину, можете бути впевнені, що їй вже точно понад 40 рокiв. Наймолодше авто побачило світ у 1969 році, найстаріше — у 1961. Львiвський клуб зібрав людей рiзних професiй i вiку: програмiстів, журналiстів, бiзнесменів, яких об’єднує справжня, багатьом незрозумiла любов до сталевої малечi — «горбатого» «Запорожця».»

«Легендарные гонки. Гран-при Львова

 

Львов — один из главных культурных центров Украины. Здесь находится очень много памятников и прекрасных сооружений, которые были построены века назад — целое наследие. Та и вообще, город обладает какой-то неописуемой магией и чтобы ее почувствовать, нужно не килобайты текста читать, а просто туда разок съездить. Это действительно классный город с такими же людьми, чтобы там не говорили. Но это все на виду — по городу можно бесконечно ходить, забегать в различные кафешки, пойти на смотровую площадку и вдохнуть поглубже тот неповторимый воздух.И при этом многие не подозревают о том, что 80 лет назад, когда город еще не был частью Украины, здесь прошла гонка под вывеской «Гран-при». Это то, к чему сейчас стремится — правда, не очень уверенно — наша страна. Все болельщики автоспорта Неньки хотели бы принять великий зарубежный цирк, но пока эта перспектива видна лишь в добрых снах. Возможно, этого наша страна таки дождется, но пока поговорим о том, что она однажды дождалась — Гран-при Львова.

clip_image0011

У истоков

В то время, когда центральная и восточная часть нынешней Украины пыталась выполнить пятилетку за три года, а Остап Бендер на Лорен-Дитрихе ехал за своим миллионом в замаскированную под Черноморск Одессу-маму, в Галичине увидел вовсю развивался автоспорт. К развитию руку приложила как раз тогдашняя географическая ситуация. В Европе, как мы знаем из «Легендарных гонок», во второй половине 20-х годов прошлого века гонки уже не были экзотикой и быстро распространялись по странам. Дотянулась рука запада и до самой восточной точки — Львова, а вернее нынешней Львовской области. 8 сентября 1925 года прошла гонка между городами Стрый и Великая Воля (польское название — Bilcza Wolica). Соревнование выиграл Хенрик Лиефелдт на Аустро-Даймлере (австрийский брат штутгартского завода, который сумел просуществовать только с 1899 по 1934 год). Гонка, проведенная в 1925 году, стала успешной и уже в следующем году дистанция была увеличена вдвое. Город Стрый по-прежнему принимал старт, а вот финишная прямая была перенесена во Львов.

В 1926 году гонка была проведена в двух классах — гоночных и туринговых автомобилях. Соответственно, увеличилось и количество победителей. Главную победу одержал все тот же Лиефелдт, а в классе туринг победу одержал Адам Потоцкий. В дальнейшем гонка сохранила свою привлекательность, и заезд между Стрыем и Львовом стал вполне традиционным, но вот повышения на более высокий уровень очень сильно хотелось. Идея проведения уличной гонки во Львове зародилась в 1927 году — еще до того, как над этим серьезно задумались в Монако (в княжестве идея городской трассы возникла годом позже, правда, воплотилась в жизнь раньше).

Но «лишь» через три года Малопольскому Автомобильному Клубу (эта была подструктура Польского Автоклуба) удалось провести во Львове гонку под статусом «Гран-при». В 1930 году в зачет европейского чемпионата шли только три гонки — Инди-500, Гран-при Бельгии/Европы в Спа и Гран-при Франции в По. А вот внезачетных гонок было — двадцать одна! В этом списке нашлось место Монако, Тарга Флорио, Монце и, что для нас самое главное, — Львову.

Славное начало, но без славных имен

Правда, первая гонка получилась чуть неудачной из-за календаря соревнований. В тот же самый уик-энд в Монце прошла такая же внезачетная гонка. Понятно, что все нам хорошо знакомые производители ринулись на юг Альп, а Львову достались самые крохи. Но пока это не имело большого значения. На данном этапе был просто положен старт, а вера в то, что высоких гостей прийдется ждать не так много, не покидала. Гонка в 1930 году прошла по необычному сценарию. На воскресенье 7 сентября был назначен заезд между Стрыем и Львовом и только на следующий день (в понедельник!) был проведен первый в истории львовский Гран-при. Воскресную гонку выиграл граф Маурысы Потоцки. Жителям Львова, да и не только, эта фамилия должна быть хорошо известна, либо этот граф в свое время проживал в прекрасном Дворце Потоцких, который и по сей день является одним из украшений Львова.

А 8 сентября состоялось таки долгожданное событие. Подготовка к празднику шла просто невероятная и даже дождевая погода не смогла отпугнуть по крайней мере 20 тысяч зрителей (другие источники говорят о 50 тысячах и это притом, что население Львова было — 300 тысяч). Трассы была проложена прямо в сердце города и основу образовали три улицы. Прямая старт/финиш лежала на равнинной улице Витовского, затем шел двойной правый поворот на Стрыйскую, где гонщики поднимались на 55 метров над уровнем старта, и Гвардейский спуск возвращал пилотов до точки отсчета. Сама поверхность трассы предоставляла гонщикам дополнительные эмоции. Это в основном была брусчатка, и ее дополняли трамвайные пути, которые перед гонкой пришлось замазать асфальтовой смесью.

Это все было окружено пейзажем из домов, фонарных столбов и деревьев. В то время не было сверхтехнологий, и безопасность гонки была обеспечена тривиальными средствами. На всех опасных участках были расстелены мешки с песком, по всей длине 3-километрового кольца было расставлено 500 полицейских и в равной удаленности друг от друга стояли шесть надзирательных постов. А для удобств зрителей было сооружено пять трибун — две на главной прямой и три по всей дистанции. В общей сумме сидячих мест оказалось почти 4 тысячи зрителей. Это означало, что основная масса любопытствующих будет находиться вдоль трассы.

clip_image003

Первый Гран-при прошел во многих классах. Автомобили были разделены на гоночные, спортивные и туринговые, а мотоциклы разделялись по объему двигателя — спортивный 600 куб.см., гоночный 250 куб.см. и гоночный 600 куб.см. Во всех классах поляки воспользовались отсутствием сильных зарубежных гостей и одержали победы. Главный приз выиграл все тот же Хенрик Лиефелдт, а Потоцки на Бугатти приехал вторым — повторить вчерашний успех на гонке Стрый-Львов ему не удалось. Победу же в классе спортивных авто одержал Тадеуш Сколимовски. Гонка прошла очень успешно и через девять месяцев Гран-при снова прошел во Львове. На этот раз датой проведения было назначено 7 июня и, складывалось впечатление, что вновь сильные пилоты обойдут стороной восток. В тот же день прошли еще 3 внезачетные гонки, и победу в Нюрбургринге одержал Рудольф Караччиола. Но даже несмотря на то, что основная часть «силовиков» была брошена на западные этапы, к нам приехали уже более знаменитые люди, чем в прошлом году.

Да здравствует Король!

В 1931 году Аустро-Даймлер ушла из гонок и многие ее пилоты перебрались в практически родной Мерседес. Среди них былХанс Штук, который и выиграл Гран-при Львова в 1931 году.

535=40@=K5

В начале 50-х этому пилоту даже удалось принять участие в четырех гонках Формулы-1, но провел он их по олимпийскому принципу, не добившись хоть каких-то результатов. А вот этап во Львове в 1932 году стал успешным, и на это повлиял сам Рудольф Караччиола — главная довоенная звезда европейского автоспорта. Правда, из списка приглашенных на львовскую брусчатку приехали лишь считанные пилоты. В гоночном классе выступили только Караччиола (Альфа-Ромео), Брошек, Штук (оба на Мерседес) и Стэсни (Бугатти). Столько же участников было и на спортивных автомобилях, которые выступали на Бугатти. Всего восемь участников приняло участие в гонках на автомобилях и это несмотря на то, что впервые гонка во Львове не пересекалась с другими важными соревнованиями.

Все тренировочные сессии начинались в 4 часа утра. В такое раннее время зрители также находили силы подняться и наблюдали за каждым пролетом героев. А о текущих результатах они узнавали из установленных громкоговорителей, о которых позаботились организаторы. К сожалению, тренировочные дни принесли неприятные минуты — в пятницу от сердечного приступа умер мотоциклист Эдвард Йозеф Кустанович. А на четырехколесном звере попал в аварию Брошек и хорошо, что все ограничилось только разбитой машиной о столб. Гонщик же сильно не пострадал, наложил пластырь над левым глазом и ринулся в битву за победой. Гонку среди гоночных и спортивных автомобилей организаторы решили совместить, за что поддались критике со стороны жены Караччиолы. Она в интервью сообщила, что довольно опасно объединять борьбу быстрых и медленных машин — это могло создать много неприятных ситуаций. Тем не менее, организаторы ограничились стартом спортивных машин позади на 50 метров и с опозданием на 30 секунд.

clip_image004

Победителем гонки в 1932 году стал главный фаворит — Караччиола.Ему удался успешный старт, и позже реальных шансов своим соперникам он не предоставил. Пытался догнать Рудольфа только прошлогодний победитель, Ханс Штук. Пилот Мерседеса отчаянно атаковал, но каждый его быстрейший круг Караччиола тут же перебивал и спокойствие сохранялось. На 36 круге Штук отставал от лидера уже на 17 секунд, но продолжал атаковать, а это закончилось поломкой радиатора. Рудольф Караччиола тут же увеличил свои шансы, поскольку новый преследователь в лице Хартманна на машине младшего класса отставал уже на 4 круга. Но новоявленный второй номер не удержал и своих позиций. Брошек, который потерял время на трех пит-стопах, изначально отстал даже от более слабых конкурентов, но постепенно ему удалось восстановить статус-кво и финишировать вторым. А победитель гонки через много лет признает ее одной из самых сложных — Рудольф Караччиола считал, что по сложности она уступали лишь легендарному Нюрбургрингу. При этом он отдельной графой выделил, что Гран-при Львова уж точно не уступает гонке в Монако. Вот, что значит пиар…

Борьба технологий

А вот в 1933 году Львову снова не повезло — в день гонки во Франции прошел зачетный этап чемпионата Европы, а это означало, что о приглашении высоких гостей речи не шло. Все ограничилось участием местных гонщиков и десантом из Скандинавии. Благо, все они выступали на машинах известных производителей — Бугатти, Альфа Ромео, Мерседес и Мазератти. Гран-при прошел по тому же графику, что и за год до этого. Сначала с четверга по субботу в четыре часа утра пилоты выезжали на тренировочные сессии. Несмотря на то, что соревнования снова сопровождал дождь, зрители полностью забили трибуны. К сожалению, практика была омрачена серьезной аварией. На круге у Хартманна случилась поломка, и он поехал в боксы. Из-за плохой погоды с ним не смог вовремя разминуться Виденгрен – и на полной скорости врезался в медленно движущейся автомобиль. Хартманна пришлось быстро доставить в больницу. Он сумел избежать серьезных травм, но врачи запретили ему участвовать в гонке. А вот Виденгрен отделался легким испугом, за ночь починил автомобиль и вышел на старт.

11 июня 1933 года состоялся последний Гран-при Львова, но гонка выдалась интереснейшей по своему накалу. Лидерство в гонке захватили северяне — плотную борьбу вели норвежец Бьорнстад (Альфа-Ромео), финн Эбб (Мерседес) и швед Виденгрен (Альфа-Ромео). Норвег изначально лидировал, но его преимущество было не слишком большим — он постоянно находился под угрозой атаки своих конкурентов. К тому же остроты прибавлял дождь, который закончился лишь в 60-му кругу. Первым погоню за кубком закончил Эбб, которого подвел радиатор — финн беспомощно уехал в боксы. А вот этим сразу воспользовался швед и сразу же начал более активно атаковать лидера гонки. В конце концов, он обошел конкурента на стартовой прямой и принялся увеличивать отрыв, что ему удалось вполне легко.

На 76 круге новый лидер гонки опережал ближайшего соперника (а в гонке на тот момент осталось вообще три пилота) больше, чем на минуту, и со спокойной душой уехал на дозаправку. Но там его подвела система зажигания. По тогда действующим правилам каждый пилот после заезда в боксы должен был заглушить двигатель. Делалось это ради безопасности, но это было испытанием и на надежность техники. Вот на этом и попался Виденгрен и потерял на повторном запуске три минуты. Из-за этой заминки он пропустил вперед Бьорнстада и Балестреро.

Одна надежда была на то, что у соперников также возникнут проблемы на дозаправке. Но то, что в итоге произошло, в наши дни вызвало бы бурный смех. Сначала на 95 круге — за всего пять кругов до финиша — поехал на пит Балестреро. Все сложилось для него удачно, но было маленькое «но» — во время дозаправки он не выключил двигатель. По факту он финишировал вторым впереди Виденгрена, но в итоге был дисквалифицирован. А гонку выиграл Бьорнстад. Все ожидали от него пит-стопа, но в итоге он финишировал, так ни разу не дозаправившись. Лишь в 1985 году он признался, что на его машине был установлен дополнительный бак для горючего — вот такие были идеи у конструкторов в 30-х годах. До активной подвески и двойных диффузоров было далеко, но идея безумно хороша… А среди спортивных автомобилей победу одержал Пьерр Вейрон на Бугатти — именно в его честь будет названа модель, которая известна всему миру.

В 1934 году гонку раз и навсегда отменили. Официальной причиной тому стал финансовый кризис, но все мы знаем, что в 1933 году власть в Германии коренным образом поменялась и какие у нее были взаимоотношения с Польшей потом. Но это произошло три четверти века назад, и мы можем строить лишь догадки. В любом случае, Гран-при Львова у нас уже был и будем верить в то, что Гран-при Украины будет не за горами. В какой-то степени это смешно, но все таки…

Большие гонки возвращаются!

Начиная с 2000-го года гонки на исторической трассе «Львовский треугольник» возобновил Львовский клуб «ЗАЗ-Козак» (клуб владельцев антикварных «ЗАЗ-965»). Уже в 2011 году на фестивале классических автомобилей «Леополис Гран При» взяло участие больше шести десятков антикварных автомобилей. Тридцать процентов участников приехали во Львов из-за рубежа.

clip_image006

 

Дмитрий Левчук, iSport.uа»

 

Comments are closed.

Очистка сайта от вирусов, антивирус для сайта